Architector of a Highest Court

Николай Петрович Краснов родился 23 ноября (по ст.ст.) 1864 года в селе Хонятино Московской губернии Коломенского уезда (в настоящее время Ступинский район Московской области) в семье крестьян.

В 1876 году, в 12 лет был принят учеником архитектурного отделения Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под руководством известных в то время архитекторов и искусствоведов: А.С.Каминского, П.П.Зыкова, К.М.Быковского и других.

Его художественные способности были заслуженно отмечены: первый самостоятельный проект «Несгораемый театр на 1500 мест» был награжден Малой серебряной медалью в 1883 году, когда архитектору было 19 лет. Через два года ему была присуждена Большая серебряная медаль за проект «Гимназия». Эта медаль давала право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий различного назначения и утверждала в звании «классного художника 3-й степени».

В октябре 1885 года обучение было завершено. Весной 1887 года, в возрасте 23-х лет, Николай Петрович Краснов приехал в Ялту. 31 октября 1887 года назначен на должность городского архитектора, кем он и проработал 12 лет. Ялта, которая в это время активно застраивалась, давала возможность осуществления творческих замыслов. Именно здесь проявился его талант градостроителя, создателя усадебных построек и дворцово-парковых комплексов. Роль Николая Петровича Краснова в формировании облика Южнобережья огромна. Ливадийский дворец Императора Николая II, Дворец «Дюльбер» Великого Князя Петра Николаевича, Дворец в имении Великого Князя Георгия Михайловича «Харакс», храм Преображения и Святой Нины в Хараксе, вилла «Ксения» в Симеизе, банк «Общества взаимного кредита» в Симферополе, Дворцы Юсуповых в Кореизе и Коккозе являются вершинами творчества архитектора.

Н.П.Краснов считал Ливадийский дворец своей творческой удачей. В письме к известному искусствоведу Ф.Г.Беренштаму он просил написать статью в журнал «Зодчий» только о двух своих произведениях – церкви Св. Нины и Преображения Господня в имении «Харакс» Великого Князя Георгия Михайловича и о Ливадийском Дворце Его Императорского Величества.

Архитектор в отчете о строительстве Дворца отметил: «Проектирован и выполнен в стиле Итальянского Ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми частями, высеченными из того же камня. Здание имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор, три малых световых двора. Парадные официальные комнаты дворца украшены и меблированы в том же стиле».

Современники понимали специфику прочтения старых стилей, потому зодчий и позволил себе соответствующую формулировку. Но, сегодня необходимо понять, что, с научной точки зрения, Дворец не является классическим примером итальянских палаццо ХVI века. Ливадийский Его Императорского Величества Николая II Дворец – характерный памятник архитектуры Российской Империи рубежа ХIХ – начала ХХ веков. Построен в эпоху «архитектуры выбора», когда архитекторы использовали старые «исторические» стили. Фасад Дворца оформлен в духе подражания дворцам Итальянского Возрождения, объемно-пространственная композиция здания соответствует новому на то время требованию живописного расположения форм, что способствовало более удобной планировке помещений. Для украшения залов выбраны элементы «старых» стилей и стиля модерн.

Проектируя фасады или интерьеры, архитекторы того времени обращались к разным историческим прототипам. В зависимости от вкуса заказчика, модных тенденций появлялись здания в «исторических» стилях – «барокко», «рококо», «неогрек». В обиход вошло понятие «вкус», при их употреблении использовались приставки «нео-», «псевдо-», кавычки. Новая архитектура черпала из первоисточника элементы декора, но планировка залов, конструкции, композиционное решение объемов здания, приемы декоративного оформления были характерны уже для ХIХ–ХХ веков. В этом и состоит главное отличие рассматриваемого стиля от стиля прошлых эпох, включавших особенности композиции, средств художественной выразительности, согласно эстетическим требованиям своего времени. Архитектуру того времени называли «эклектикой» (от «эклегейн» – выбирать). И в наши дни не утихают споры о том, можно ли назвать архитектуру этого периода сложившимся стилем, называя термины «ретроспективизм», «историзм», «эклектизм». В литературе последних десятилетий его заменяют более конкретным – «архитектура выбора».

В отечественном искусствоведении развитие «архитектуры выбора» принято делить на два периода: 1830—1850-е годы и 1860–1890-е годы. Новое отношение к художественной форме, последовательное использование всех технических и функциональных завоеваний предопределили развитие нового стиля – модерна. Модерн заявил о себе уже на рубеже веков, однако многочисленные проявления «архитектуры выбора» мирно сосуществуют вместе с модерном вплоть до 1910-х годов. Одно из подтверждений чему – архитектурное решение дворца в Ливадии.

В эпоху нового осмысления старых форм особое место уделялось украшению фасада, т.к. именно фасад стал носителем стиля. Четкое горизонтальное и вертикальное членение, орнаментация, мотив аркады, открытых галерей, обрамления окон, парадного входа во дворец – все это рождает аналогии с палаццо эпохи Возрождения.

Пластика объемов Дворца отвечает духу «нового времени» рубежа ХIХ–ХХ веков. Центр пластической композиции здания – большой внутренний двор. Архитектор наращивает к нему разновеликие объемы: на восточном фасаде дворца слева помещена наружная галерея с лестницей, справа – башня, в центре – ризалит, где находятся Ожидательная и Гостиная Великих Княжон. С северной стороны мастер сформировал «каскад» объемов, от трехэтажной башни слева до одноэтажной столовой справа. Здесь же с северной стороны устроен и парадный вход во дворец. Южный фасад – с выступающими эркерами: рабочими кабинетами Императора, Цесаревича и кабинетом Императрицы. С западной стороны пристроена церковь. Такой пример композиционного решения обусловлен повышением требований к удобству расположения помещений.

В оформлении парадных интерьеров зодчий использовал элементы «старых» стилей: Итальянского Возрождения, классицизма, стиля Тюдор. Залы второго этажа, предназначавшиеся для отдыха и жизни императорской семьи, выполнил в стиле модерн.

За строительство Императорской резиденции в октябре 1911 года архитектор Н.П.Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, а в 1913-м Петербургская Академия присудила ему звание академика.

Во время гражданской войны, в апреле 1919 года, Николай Петрович вместе с семьей покинул Крым. Эмигрировал на Мальту, а затем переехал в Белград. Здесь он выполнил несколько крупных заказов Государства и Королевского Двора, занимался реставрационной деятельностью. Скончался 8 декабря 1939 года и был похоронен в русском секторе Белградского кладбища.

 
The materials on this site are protected by copyright. All rights reserved. Copying of any materials only with permission

© «Livadia Palace and Museum» — official site, 2017