Интервал между буквами (Кернинг):
Николай Петрович Краснов родился 23 ноября (по ст.ст.) 1864 года в селе Хонятино Московской губернии Коломенского уезда (в настоящее время Ступинский район Московской области) в крестьянской семье.
В 1876 году был принят учеником архитектурного отделения Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под руководством известных в то время архитекторов и искусствоведов: Александра Степановича Каминского, Павла Петровича Зыкова, Константина Михайловича Быковского и других.
Его художественные способности были заслуженно отмечены: первый самостоятельный проект «Несгораемый театр на 1500 мест» был награжден Малой серебряной медалью в 1883 году, когда архитектору было 19 лет. Через два года ему была присуждена Большая серебряная медаль за проект «Гимназия». Эта медаль давала право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий различного назначения, а также утверждала в звании «классного художника 3-й степени».
В октябре 1885 года обучение было завершено. Весной 1887 года, в возрасте 23-х лет, Николай Петрович Краснов приехал в Ялту. 31 октября 1887 года его назначили на должность городского архитектора, кем он и проработал 12 лет. Ялта, которая в это время активно застраивалась, давала возможность осуществления творческих замыслов. Именно здесь проявился его талант градостроителя, создателя усадебных построек и дворцово-парковых комплексов. Роль Николая Петровича Краснова в формировании облика Южнобережья огромна. Ливадийский дворец Императора Николая II, Дворец «Дюльбер» Великого Князя Петра Николаевича, Дворец в имении Великого Князя Георгия Михайловича «Харакс», храм Преображения и Святой Нины в Хараксе, вилла «Ксения» в Симеизе, банк «Общества взаимного кредита» в Симферополе, Дворцы Юсуповых в Кореизе и Коккозе являются вершинами творчества архитектора.
Николай Петрович считал Ливадийский дворец своей творческой удачей. В письме к известному искусствоведу Федору Густавовичу Беренштаму он просил написать статью в журнал «Зодчий» только о двух своих произведениях – церкви Св. Нины и Преображения Господня в имении «Харакс» Великого Князя Георгия Михайловича и о Ливадийском Дворце Его Императорского Величества.
В отчете о строительстве Ливадийского дворца архитектор отметил: «Проектирован и выполнен в стиле Итальянского Ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми частями, высеченными из того же камня. Здание имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор, три малых световых двора. Парадные официальные комнаты дворца украшены и меблированы в том же стиле».
Современники понимали специфику прочтения старых стилей, потому архитектор и позволил себе соответствующую формулировку. Однако, необходимо отметить, что в современном искусствоведении, Дворец не является классическим примером итальянских палаццо ХVI века. Ливадийский Дворец Его Императорского Величества Николая II – характерный памятник архитектуры Российской Империи рубежа ХIХ – начала ХХ веков, построенный в эпоху «архитектуры выбора», когда зодчие использовали старые «исторические» стили. Фасад Ливадийского дворца оформлен в духе подражания дворцам Итальянского Возрождения, объемно-пространственная композиция здания соответствует новому на то время требованию живописного расположения форм, что способствовало более удобной планировке помещений. Для украшения залов были выбраны элементы «старых» стилей и модерна.
Проектируя фасады и интерьеры, архитекторы того времени обращались к разным историческим прототипам. В зависимости от вкуса заказчика, модных тенденций, появлялись здания в «исторических» стилях – «барокко», «рококо», «неогрек». При их употреблении использовались приставки «нео-», «псевдо-», кавычки. Новая архитектура черпала из первоисточника элементы декора, однако планировка залов, конструкции, композиционное решение объемов здания были характерны уже для ХIХ–ХХ веков. В этом и состоит главное отличие рассматриваемого стиля от архитектурных течений прошлых эпох. В наши дни не утихают споры о том, можно ли назвать данный стиль сложившимся, обозначая его терминами: «ретроспективизм», «историзм» и «эклектизм». В литературе последних десятилетий подобный феномен все чаще заменяют более конкретным обозначением – «архитектурой выбора».
К концу XIX века последовательное использование всех технических и функциональных завоеваний предопределили развитие нового стиля – модерна. Однако многочисленные проявления «архитектуры выбора» продолжали мирно сосуществовать вместе с новым течением вплоть до 1910 г. Белый Ливадийский дворец является неоспоримым примером данного симбиоза. В оформлении парадных интерьеров Николай Петрович Краснов использовал элементы «Итальянского Возрождения», «классицизма», стиля «Тюдор», тогда как залы второго этажа, предназначавшиеся для отдыха и жизни императорской семьи, зодчий выполнил в стиле модерн.
В эпоху нового осмысления старых форм особое место уделялось украшению фасада, так как именно фасад стал носителем стиля. Четкое горизонтальное и вертикальное членение, орнаментация, мотив аркады, открытых галерей, обрамления окон, парадного входа во дворец – все это рождает аналогии с палаццо эпохи Возрождения.
Пластика объемов Ливадийского дворца отвечает духу «нового времени» рубежа ХIХ–ХХ веков. Центр пластической композиции здания – большой внутренний двор. Архитектор наращивает к нему разновеликие объемы: на восточном фасаде, слева, помещена наружная галерея с лестницей, справа – башня, в центре – ризалит, где находятся Ожидательная и Гостиная Великих Княжон. С северной стороны мастер сформировал «каскад» объемов – от трехэтажной башни слева до одноэтажной столовой, справа. Здесь же с северной стороны устроен и парадный вход во дворец. Южный фасад – с выступающими эркерами: рабочими кабинетами Императора, Цесаревича и кабинетом Императрицы. С западной стороны пристроена церковь. Такой пример композиционного решения обусловлен повышением требований к удобству расположения помещений.
За строительство Императорской резиденции в октябре 1911 года архитектор Николай Петрович Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора, а в 1913-м году Петербургская Академия присудила ему звание академика.
Во время гражданской войны, в апреле 1919 года, Николай Петрович вместе с семьей покинул Крым. Эмигрировал на Мальту, а затем переехал в Белград. Здесь он выполнил несколько крупных заказов Государства и Королевского Двора, занимался реставрационной деятельностью. Скончался 8 декабря 1939 года и был похоронен в русском секторе Белградского кладбища.