#1 Музейное Закулисье: Екатерина Новожилова о тонкостях создания исторического костюма

16.02.2025

Ливадийский дворец – это кладезь талантливых и креативных сотрудников, каждый из которых готов поделиться своей уникальной человеческой историей. За общим понятием «музейщик» скрывается огромный личностный потенциал, однако разглядеть его «за бейджиком» в повседневной жизни практически невозможно. Именно поэтому мы анонсируем новый проект, который погрузит наших гостей в мир закулисья и познакомит поближе с теми, кто бережно хранит память о прошлом и наполняет каждый день нашего дворца смыслом.

Сегодня нашим собеседником и проводником в таинственный мир исторического костюма стала Екатерина Новожилова, младший научный сотрудник музея. С самого детства ее путь был тесно связан с миром кройки и шитья – первые платья для кукол, модные журналы «Burda», собственный fashion-альбом… А затем – загадочная вселенная антикварных кружев, кринолинов, корсетов… Балы, тематические мероприятия и даже театрализованные экскурсии в родном дворце. Кройка исторического костюма – это не просто ремесло, а настоящее искусство, требующее глубоких знаний и тонкого понимания эпохи.

 

С чего началось твое увлечение шитьем?

– Я начала шить в 6 лет: помню момент, когда я сидела за швейной машинкой с ножным приводом... Меня учили мама и бабушка, а первыми изделиями стали платья для кукол. Иногда портные мне отдавали обрезки тканей, и это был праздник – целый пакет разных лоскутков! В 12 лет я сшила первый летний сарафан на себя. Тогда же купила свою первую швейную машинку. Она, кстати, до сих пор остается в рабочем состоянии.

Первое время я шила по журналам «Burda», а позже научилась моделировать, конструировать, создавать свой дизайн. Можно сказать, что я самоучка в этом деле. Кстати говоря, тогда ведь не было такого количества различных видео по шитью, как сейчас, поэтому основным источником информации были книги и журналы.

Рисовала ли ты сама какие-то fashion-эскизы на бумаге?

– Да, отчетливо это помню – мне было примерно лет 10. Я придумывала описания костюмов наподобие тех, что видела в модных журналах, и мечтала, что стану дизайнером.

В каком возрасте ты перешла к созданию исторического костюма?

– Когда мне было 22 года, я начала заниматься историческими танцами. Для участия в балах нужно было обзавестись историческим платьем. Заказывать у кого-то не хотелось, ведь я и сама занималась шитьем, но не разбиралась в теме от слова совсем. Я начала смотреть фотографии коллекций старинного костюма на сайтах разных музеев, искала в интернете тематическую литературу, а потом уже стала ездить на выставки исторического костюма. Конечно, для Крыма это редкость, в основном такие мероприятия проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Когда у тебя есть возможность рассмотреть все вживую – это потрясающе.

Как много литературы можно найти по этой теме? Сохранились ли технологии пошива ушедших эпох?

– Да, найти можно и книги, и журналы, в которых не только опубликованы модные картинки, но встречаются и выкройки. Очень полезно изучать сохранившиеся старинные платья. Когда есть возможность рассмотреть вблизи, то можно понять или хотя бы предположить, какая там применялась технология.

Для исторического костюма нужны особенные материалы (ткани и декор)?

– Дело в том, что есть исторический костюм стилизованный, а есть  костюм-реконструкция, и это уже более высокий уровень. Соответственно, он более затратный. Там необходимо использовать только натуральные материалы, а также дорогую и редкую фурнитуру. Обычно я ищу в современных магазинах шелковые и хлопчатобумажные ткани и стараюсь подобрать к ним кружева, которые по узору напоминают антикварные.

 Был ли у тебя какой-то костюм из необычного материала?

– Из необычного, пожалуй, нет, а вот из капризного – да. Из штор, конечно, шила, но шторы – это, скажем так, самое обычное дело для исторического костюма, потому что на них часто бывает подходящий узор. По современным понятиям, некоторые материалы, которые использовались в старину, – очень необычные. Например, есть в музеях платья, расшитые крыльями индийского жука-златки, есть наряды, вышитые соломкой. Хотелось ли мне когда-нибудь поработать с подобным? Почему бы и нет, хотя, если честно, вышивкой я не занимаюсь – это отдельная, довольно сложная сфера, в которой нужно основательно разбираться.

В исторических платьях столько элементов, они очень объемные… Как ты их раскраиваешь?

– Есть выкройки, которые отсканированы и опубликованы в интернете. Они, конечно же, ориентируются на среднестатистические измерения дам той эпохи. А мы должны понимать, что дамы были ниже ростом, и средний  размер одежды был меньше, чем сейчас. Поэтому существует компромиссный вариант: надо современные выкройки переделать таким образом, чтобы они имели линии кроя, подобные тем, что были в старину. Нужно представить, как мог размышлять портной, который жил 100-200 лет назад. Мне нравится не копировать источники, а ориентироваться на внешность конкретного человека, создавать что-то свое.

Сколько у тебя уходит времени и материала на изготовление одного платья?

– Бывает, что на платье уходит по 7 метров ткани – и это, конечно же, не предел. Все зависит от эпохи – традиционно, расходуется очень много материала на платья эпохи кринолинов (1850–1860 гг.), турнюров (1870–1880 гг.). Если мы говорим о начале XX века – смотря, что шить. Здесь очень сложно обойтись малым количеством ткани. Времени уходит у меня крайне много, поскольку я люблю использовать ручную работу.  Мне хочется, чтобы изделие вблизи было интересно рассматривать в деталях.

Было ли какое-то наиболее технически сложное платье из твоей коллекции?

– Пожалуй, каждый наряд преподносит свои сюрпризы и сложности в изготовлении.

Как проходят театрализованные экскурсии в Ливадийском дворце, в которых ты принимаешь участие?

– Подобные мероприятия проводятся здесь уже несколько лет. В 2023 году я предложила идею театрализованной экскурсии, посвященной взаимосвязи Романовых и становления Ялты как курорта – называлась она «Романовы и Ялта. Рождение «Русской Ривьеры». Там мы проследили развитие Ялты с 1830-х до 1910-х годов. Было много действующих лиц, причем четыре героини были одеты в костюмы, которые раньше я использовала для участия в балах.

Мне интересно продумывать такие эпохальные экскурсии, которые бы отражали события на протяжении нескольких десятилетий. Например, в прошлом году в нашем музее прошла экскурсия «Посвящение императрице Марии Александровне», действие которой охватило период с 1840-х по 1890-е годы. Благодаря этому можно показать разные периоды в истории моды. Нередко люди думают, что в старину дамы носили в основном пышные платья, но на самом деле было очень много интересных силуэтов, и в наши дни они вдохновляют современных дизайнеров.

Какая эпоха из истории костюма импонирует лично тебе?

– Я занимаюсь историческим костюмом не очень обширно, в основном создаю наряды в стиле XIX – начала XX века. Мне очень нравится вторая половина 1860-х годов, там был очень интересный крой, завышенная линия талии, необычный кринолин. Люблю также 1890-е годы – период эклектики, и 1900-е годы,  когда был популярен S-образный силуэт.

Можешь ли ты выбрать одно платье из своей коллекции, которое всегда будет вне конкуренции?

– Это очень сложно. Чаще всего, самое любимое – это то, которое сшито недавно и еще не было задействовано в большом количестве мероприятий. Идей много, и я думаю, что все самое сложное и интересное впереди.

Назад

Министерство культуры РФ

Материалы, размещенные на данном сайте, являются объектом авторского права. Все права защищены. Копирование любых материалов только с разрешения

Функции и полномочия учредителя Музея осуществляет Министерство культуры Республики Крым

© ГАУК РК «Ливадийский дворец-музей» — официальный сайт, 2025

 

WebConveyor Studio - создание сайтов и продвижение