Айвазовский и Ливадия

26.09.2017

Ст. научн. сотрудник Палькеева Е.А.

И.К. Айвазовский и Ливадия.

 

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900).

Его работы высоко ценили многие члены Российского императорского Дома. Они не только приобретали картины художника в свои коллекции, но и порой находились с ним в дружеских отношениях.

Жизнь и творчество Айвазовского были тесно связаны с Крымом. Здесь, на благодатной крымской земле, он черпал вдохновение, изображая на своих полотнах морские пейзажи, порой дополненные сюжетными линиями, иногда подсказанными самой жизнью.

Определенный этап творчества Айвазовского был связан с Ливадией. Встречи с царской семьей в их недавно приобретенном имении не только приносили много приятных мгновений в жизнь художника, но и находили отражение в его работах.

В 1861 году августейшие владельцы Ливадии впервые посетили свое новое имение.

Путешествие в далекий Крым началось из Царского Села. Кортеж из многочисленных колясок, карет и повозок проезжал через губернские города России: Москву, Тулу, Орел, Харьков, Николаев. Далее морем добирались до Одессы, а затем, как правило, на военном пароходе «Турок» – до Севастополя и – до Ялты.

Путь был долгим и тяжелым, но великолепная природа Крыма произвела на всех большое впечатление, и сложности пути вскоре были забыты.

После первых дней, прошедших в некоторой суматохе, жизнь в Ливадии начала входить в определенное русло, протекая тихо, спокойно и размеренно. Иногда выезжали на прогулки, посещали редкие еще соседние имения, иногда принимали гостей у себя.

Одним из самых частых посетителей Ливадии в тот период времени был И.К. Айвазовский, многие работы которого находилось на стенах Ливадийского дворца. Среди них были картины с изображением видов Ялты, морских пейзажей, многочисленные акварели.

Некоторые картины выходили из-под кисти художника прямо в Ливадии. В частности, в 1861 году он пишет живописное полотно «Вид из Ливадии», на котором изображает вид на небольшой уездный городок Ялта, раскинувшийся у Поликуровского холма.

         На другой картине «В Ливадии» изображен Ливадийский парк, по которому прогуливается кто-то из членов царской семьи.

Несколько позже Айвазовский обращается к жанру фресковой живописи, изобразив вместе с художником А. Феслером на стене Старого Ливадийского дворца географическую карту Крыма и план Ливадии с высоты птичьего полета.

Еще одна работа, находившаяся в старом Ливадийском дворце, была связана с необычной историей путешествия И. К. Айвазовского и императрицы Марии Александровны вдоль Южного берега Крыма до Алушты.        

         Врачи предписывали государыне, которая болела туберкулезом, как можно больше находиться на воздухе. В первых числах сентября государыня с детьми решила отправиться на пароходе «Турок» в сторону Алуштинской долины. По дороге они заехали в имение барона Фундуклея в Гурзуфе, прогулялись по чудесному гурзуфскому парку и, отобедав там, продолжили свой путь. Императрица во время путешествия намеревалась подышать целебным морским воздухом, полюбоваться с борта парохода на Алуштинское побережье и, не выходя на берег, вернуться в Ливадию. Однако обстоятельства сложились иначе.

         Когда государыня увидела открывшуюся перед ней великолепную картину Алуштинской долины, окруженную со всех сторон горами и морем, с живописными скалами горы Димерджи, она непременно захотела выйти на берег. Однако никто из сопровождавших императрицу лиц не знал, что в Алуште не было причала, поэтому государыне с детьми Сергеем и Павлом пришлось пересесть в шлюпки.

         В те годы Алушта была небольшой татарской деревушкой, куда редко заезжал кто-либо из приезжих. Естественно, что прибытие великолепного парохода с клубящимися от пара трубами и подающего громкие гудки, вызвало у местных жителей большое волнение. Почти все местное население высыпало на берег. Когда шлюпка причалила к берегу, императрица Мария Александровна, с помощью Айвазовского изящно вступила на песчаный берег. Местные жители, увидев Государыню, над которой витал ореол Божества, в простом светлом платье без всяких украшений, были крайне удивлены.

         Как только вышли на берег, сразу встал вопрос о прогулочном экипаже, на котором можно было бы совершить прогулку по долине. Однако вскоре выяснилось, что приличного экипажа во всей округе не оказалось, поскольку местное население привыкло передвигаться верхом или на воловьих арбах. Пока подыскивали что-то хоть немного подходящее, государыня, расположившись на песке, села на предложенный ей стул. Из ближайших домов выносили красивые цветы в подарок царице, и сочные фрукты, которые она с удовольствием ела сама и угощала детей.

         Через сопровождавшего переводчика, государыня Мария Александровна любезно расспрашивала о местной жизни, а затем отдала приказание фрейлине Тютчевой отблагодарить всех, кто оказал хоть малейшее внимание ей и детям.

         Вскоре подъехала почтовая тележка, запряженная откормленными волами, которой управлял нарядно одетый русский мужик. При помощи Айвазовского и других мужчин, непринужденно, без всякого жеманства, Мария Александровна села на сиденье из веревочных переплетений, покрытое сеном и ковром. Рядом с ней разместились развеселившиеся от непривычной обстановки дети.

         Все происходящее выходило за рамки представлений местного населения о царствующих особах и ввергло их в еще большее смущение.

         Государыня проехала по ухабистому почтовому тракту вдоль всей Алуштинской долины и затем вернулась к морю. Несмотря на неудобство и тряску, Августейшая путешественница чувствовала себя прекрасно и много улыбалась. После обеда на судне всем стало ясно, что поездка императрице и детям понравилась.

         Некоторое время спустя, художник Айвазовский изобразил путешествие на перекладных по Алуштинской долине масляными красками на холсте и преподнес его царице в подарок.

         Картина эта, как и тележка, на которой была совершена прогулка, долгое время хранились в Ливадии как напоминание о том веселом и необычном путешествии.

         Первый визит в Ливадийское имение, впечатление, которое оказали на царскую семью поездки по живописным местам Южного берега Крыма сыграли большую роль в последующем развитии Ялты и ее окрестностей. Вслед за царской семьей дачи на Южном берегу стала приобретать знать. Строились дороги, развивалась инфраструктура, увеличивалась площадь города. Ялта постепенно превращалась в один из лучших курортов Российской империи.

 

Назад

 
Материалы, размещенные на данном сайте, являются объектом авторского права. Все права защищены. Копирование любых материалов только с разрешения

Функции и полномочия учредителя Музея осуществляет Министерство культуры Республики Крым

 

 © ГБУК РК «Ливадийский дворец-музей» — официальный сайт, 2015-2017

 

 

WebConveyor Studio - создание сайтов и продвижение