Интервал между буквами (Кернинг):
Мы продолжаем цикл публикаций, приуроченных к «Году педагога и наставника» и
сегодня расскажем о первом учителе царя Алексея Михайловича Романова – Борисе
Ивановиче Морозове.
В новом, «бунташном» XVII веке многонациональное русское государство нуждалось в
сильном и сведущем правителе, который знал бы основы христианства и владел грамотой.
Более глубоких знаний тогда не требовалось. Обучение наследника престола грамоте было
поручено боярину из знатного рода Борису Ивановичу Морозову, назначенному «дядькой»
царевича Алексея Михайловича.
Личность воспитателя проявилась в этой деятельности как нельзя ярче: к возложенной
на него задаче он отнесся с ответственностью и любовью. Сумел привить царевичу любовь к
книгам, риторике, охоте и шахматам. Эта игра соответствовала его спокойному усидчивому
характеру, благоприятно влияя на развитие логического мышления будущего царя. До конца
жизни в его кабинете имелось несколько наборов шахмат, купленных и подаренных, от
очень дорогих, до самых простых.
Борис Иванович живо интересовался разными отраслями знания, так или иначе
соответствовавшими многообразным государственным обязанностям, которые ему
приходилось исполнять. О чем свидетельствует сохранившаяся до наших времен его личная
библиотека. Необходимо отметить, что именно Морозову владевшему несколькими
иностранными языками и много общавшемуся с иностранцами, принадлежит модернизация
XVII века — внедрение в образовательный процесс европейских методик: царевич был
первым, кто выучился чтению по печатной азбуке.
По специальному заказу Бориса Ивановича печатник Василий Бурцев в 1634 году издал
букварь. Полное его название было таким: «Букварь языка славенска, сиречь начало учения
детем, хотящим учитися чтению божественных писаний с молитвами и со изложением
кратких вопросов о вере». В предисловии к изданию говорилось о древности «словенского»
наречия, его равенстве с древними языками — еврейским, греческим и латынью.
«Первоучебная малая книжица», должна была сослужить важную службу: «…малым детем в
научение и познание божественнаго писания, и по всей бы своей велицей Русии разсеяти,
аки благое семя в доброплодныя земли, яко да множится и ростет благочестие во всей его
Русской земли».
Обладая блестящими врожденными дарованиями, незаурядным умом и талантом,
царевич получил хорошее русское образование, к сожалению не предусматривавшее
изучение образовательного цикла свободных европейских наук, включающего диалектику,
арифметику, геометрию, музыку и астрологию. Несмотря на все усилия Бориса Ивановича,
все же главной задачей было не расширение кругозора и познаний, а привитие высочайшему
ученику «благочестия».
Алексей Михайлович до конца своей жизни был признателен своему наставнику,
почитая его как второго отца.
Мы продолжаем цикл публикаций, приуроченных к «Году педагога и наставника» и сегодня расскажем о первом учителе царя Алексея Михайловича Романова – Борисе Ивановиче Морозове.
В новом, «бунташном» XVII веке многонациональное русское государство нуждалось в сильном и сведущем правителе, который знал бы основы христианства и владел грамотой. Более глубоких знаний тогда не требовалось. Обучение наследника престола грамоте было поручено боярину из знатного рода Борису Ивановичу Морозову, назначенному «дядькой» царевича Алексея Михайловича.
Личность воспитателя проявилась в этой деятельности как нельзя ярче: к возложенной на него задаче он отнесся с ответственностью и любовью. Сумел привить царевичу любовь к книгам, риторике, охоте и шахматам. Эта игра соответствовала его спокойному усидчивому характеру, благоприятно влияя на развитие логического мышления будущего царя. До конца жизни в его кабинете имелось несколько наборов шахмат, купленных и подаренных, от очень дорогих, до самых простых.
Борис Иванович живо интересовался разными отраслями знания, так или иначе соответствовавшими многообразным государственным обязанностям, которые ему приходилось исполнять. О чем свидетельствует сохранившаяся до наших времен его личная библиотека. Необходимо отметить, что именно Морозову владевшему несколькими иностранными языками и много общавшемуся с иностранцами, принадлежит модернизация XVII века — внедрение в образовательный процесс европейских методик: царевич был первым, кто выучился чтению по печатной азбуке.
По специальному заказу Бориса Ивановича печатник Василий Бурцев в 1634 году издал букварь. Полное его название было таким: «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем, хотящим учитися чтению божественных писаний с молитвами и со изложением кратких вопросов о вере». В предисловии к изданию говорилось о древности «словенского» наречия, его равенстве с древними языками — еврейским, греческим и латынью. «Первоучебная малая книжица», должна была сослужить важную службу: «…малым детем в научение и познание божественнаго писания, и по всей бы своей велицей Русии разсеяти, аки благое семя в доброплодныя земли, яко да множится и ростет благочестие во всей его Русской земли».
Обладая блестящими врожденными дарованиями, незаурядным умом и талантом, царевич получил хорошее русское образование, к сожалению не предусматривавшее изучение образовательного цикла свободных европейских наук, включающего диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрологию. Несмотря на все усилия Бориса Ивановича, все же главной задачей было не расширение кругозора и познаний, а привитие высочайшему ученику «благочестия».
Алексей Михайлович до конца своей жизни был признателен своему наставнику, почитая его как второго отца.
Патриарх Филарет - отец и наставник первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича.